442508, ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, КУЗНЕЦКИЙ РАЙОН, Р.П. ЕВЛАШЕВО, УЛ. ЦЕНТРАЛЬНАЯ, 32А
Консультация для родителей
«Ребенок и компьютер»
Современные дети все активнее используют в качестве главных источников информации телевидение, видео, компьютеры, порой в ущерб чтению книг, общению с окружающими людьми, природой, двигательной активности, необходимым для гармоничного развития личности.
Широкое использование компьютеров в системе образования привело к необходимости проведения специальных исследований влияния компьютерной техники на детский организм. Этот вопрос особенно актуален в последнее время в связи с повсеместным внедрением здоровьесберегающих технологий.
С тех самых пор, как впервые ребенок сел к монитору компьютера, ведутся споры о пользе и вреде раннего обучения детей играм по определенным правилам и азам компьютерной грамотности.
Аргументы «за», имеющие научное обоснование и подтверждение, выдвигают многие педагоги и родители, говоря о том, что компьютер способствует интеллектуальному росту ребенка, так как развивает важнейшие операции мышления.
У детей, периодически проводящих время за компьютером, очень рано развивается так называемая «знаковая функция сознания», улучшаются произвольная память и внимание, формируется познавательная мотивация, моторная координация и координация совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. А развитие этих качеств во многом обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.
Озабоченность здоровьем детей высказывают медики, приводя немало аргументов «против»: воздействие электромагнитного излучения монитора, сидячее положение в течение длительного времени и как следствие этого - появление утомления, нервно-эмоционального напряжения, эмоциональных стрессов, ухудшение зрения и осанки. Из этого напрямую следует, что «виртуальный мир» скорее опасен для физического и психического здоровья ребенка, чем полезен.
Кто же прав в этих бесконечных спорах и дискуссиях? Подпускать или нет дошкольников к компьютеру? Благо это для растущих малышей или вред? Вопрос остается открытым. Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося на его алтарь здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее. Иными словами, нужна «золотая середина».
А чтобы найти эту «середину» необходимо учитывать следующие рекомендации:
1. Для ребенка 6 лет максимальный предел одноразовой работы на компьютере – 10 минут. При этом периодичность занятий с одним ребенком должна быть не более 2 раз в неделю. Детям до трех лет работать за компьютером и играть в компьютерные игры не рекомендуется
2. Важную роль в уменьшении физической нагрузки на ребенка при работе с компьютером является правильно подобранная мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка. Хороший стул снижает нагрузку вдвое. Подойдет специальный операторский стул на роликах, с регулируемой спинкой, без подлокотников, вращающийся вокруг своей оси. Он позволяет изменять позу во время работы. Дети с удовольствием ерзают на таких стульях, а значит, их грудная клетка и позвоночник работают. Стол должен быть компьютерным, со специальной выдвижной доской под клавиатуру. Когда ребенок рисует или играет, ему нужен высокий стол. Для печатания клавиатура должна располагаться на 7-10 см ниже. Выдвижная доска позволяет соблюсти эти требования, к тому же заставляет ребенка периодически изменять позу.
3. Во время работы за компьютером нужно сидеть прямо напротив экрана, так, чтобы верхняя часть экрана находилась на уровне глаз. При этом расстояние от глаз до монитора должно составлять 45-60 см
4. Очень полезно принимать в пищу витамин A. Он отвечает за чувствительность глаз к яркому свету и резкой смене изображения.
5. Ни в коем случае нельзя работать за компьютером лежа. Нельзя работать за компьютером во время еды, а также сидеть, ссутулившись, иначе нарушится нормальная работа внутренних органов.
6. Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка.
7. Комната должна иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора.
8. Нельзя работать за компьютером в болезненном или ослабленном состоянии. Это еще больше утомит организм и замедлит процесс выздоровления.
9. Самые жесткие требования необходимо предъявлять к монитору. Монитор должен соответствовать международным стандартам безопасности. На современном этапе лучшими по безопасности признаются мониторы на жидких кристаллах. В связи с этим желательно, чтобы дети (особенно дошкольники) пользовались компьютером, оснащенным именно таким монитором.
Примерно с двух лет компьютер можно задействовать более интенсивно и с большей пользой, предлагая ребенку совсем простенькие flash-игры, помогающие выучить цвета и научиться различать и сопоставлять геометрические фигуры. Причем, наряду с интеллектуальным развитием происходит и развитие мелкой моторики, поскольку на этом этапе ребенок учится пользоваться компьютером самостоятельно, а значит, осваивает компьютерную мышь и клавиатуру.
Для детей от трех лет выбор развивающих компьютерных игр значительно богаче. К примеру, достаточно удачной можно назвать серию развивающих игр про Лунтика и его друзей, которые уже успели полюбиться малышам благодаря передаче «Спокойной ночи малыши». Данная серия ориентирована на детей самых разных возрастов и включает в себя игры, в ненавязчивой форме обучающие ребенка считать, читать, разукрашивать картинки и решать головоломки.
Все родители воспитывают детей, исходя из своего жизненного опыта, понимания жизни. Каждый из нас мечтает о том, что он будет самым хорошим, самым умным и самым добрым в отношениях со своим ребёнком. Но бывают моменты, когда поведение ребёнка ставит в тупик, раздражает; и мы делаем что-то такое, из-за чего бывает стыдно, неуютно, и начинаешь ругать себя и клятвенно обещать себе, что этого впредь не случится. Итак, какие же ошибки мы совершаем
Ошибка первая - безразличие
«Делай что хочешь, мне все равно"
Мнение родителей:
Когда я был маленьким, со мной не сюсюкались. Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще, ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным.
Мнение психологов:
Ребёнок, чувствуя ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно "настоящее". Проверка, возможно, будет заключаться в совершении проступков. Ребенок ждет, последует ли за такой поступок критика или нет. Получается, что вы оба <бегаете по замкнутому кругу>. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.
Ошибка вторая - слишком много строгости
"Ты должен делать то, что я тебе сказала. Я мама, я в доме главная"
Мнение родителей:
Дети всегда должны слушаться родителей - это самый важный в воспитании принцип. Альтернативы здесь не допустимы. Не важно, сколько ребенку лет, старшеклассник он или дошкольник. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.
Мнение психологов:
Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и игнорировать все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: "Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим - почему и зачем".
Ошибка третья - детей надо баловать
"Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам"
Мнение родителей:
Мы готовы все сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство - так быстротечно, поэтому оно должно быть прекрасно. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка.
Мнение психологов:
Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Излишняя опека и забота в дальнейшем может привести к проблемам. Когда родители буквально предугадывают каждое движение, каждый вздох, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее, наоборот - он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. "Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу", - вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.
Ошибка четвёртая- навязанная роль
"Мой ребенок - мой лучший друг"
Мнение родителей:
Ребенок - главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас, прямо как настоящий взрослый.
Мнение психологов
Взрослые проблемы не должны ложиться на плечи детей. Недопустимо втягивать их в конфликты, межличностные отношения взрослых людей. Дети устроены так, что им интересно всё. Конечно же, они будут выслушивать вас столько, сколько вы захотите. Скорее всего, они примут вашу сторону. Малыши готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.
Ошибка пятая - денежная
"Больше денег - лучше воспитание"
Мнение родителей:
У нас маленькая зарплата. Нет достаточных средств, чтобы позволить побаловать ребёнка.
Если бы у нас было больше денег, мы дали ребёнку всё и сделали его более счастливым.
Мнение психологов:
Любовь не купить за деньги - звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Буквально вытягиваются в струночку, чтобы у их ребёнка было ничуть не хуже, чем у других. Но такие родители не должны чувствовать угрызения совести за то, что не могут исполнять все желания своего дитяти. На самом деле внимание, ласка, совместные игры и общение намного важнее содержимого кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для родителей САМЫЙ-САМЫЙ.
Ошибка шестая- наполеоновские планы
"Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, фигурным катанием). Он не должен упустить свой шанс"
Мнение родителей:
Многие взрослые мечтали в детстве заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис, но у них не было такой возможности. И теперь главная цель пап и мам - дать детям самое лучшее образование. Не важно, если малышам этого не очень-то и хочется, пройдет время, и они оценят старания взрослых.
Мнение психологов:
К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. Родители сами провоцируют такое <неблагодарное> поведение детей. Ведь часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, всего лишь амбиции мамы или папы, но никак не истинное желание ребёнка. Пока малыш еще маленький, он слушается взрослых. Взрослея, желает вырваться из <крепких объятий> родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами - это может быть и прием наркотиков, и просто увлечение тяжелым роком в ночные часы. Возникает ситуация непонимания, отчуждения, обиды со стороны взрослых. Поэтому, прежде чем решить что-то за ребёнка, прислушайтесь к его интересам. Понаблюдайте за его поведением и настроением, постарайтесь понять: нравится ли ему то, чем он занимается. Не превращайте жизнь ребёнка в удовлетворение собственных амбиций.
Ошибка седьмая - слишком мало ласки
"Поцелуи, объятия и прочие нежности не так уж и важны для ребенка"
Мнение родителей:
Многие взрослые считают, что ласки (поцелуи с мамой, объятия с папой) в детском возрасте могут привести в дальнейшем к проблемам в сексуальной ориентации. Короче, никаких объятий и поцелуев. Есть более нужные и серьезные вещи.
Мнение психологов:
Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придает уверенности в своих силах. Есть мнение, что за весь день ребёнок должен получить не менее 10 прикосновений (поглаживание по голове, объятие, поцелуи) для хорошего самочувствия и хорошего настроения. В противном случае ребёнок может испытывать эмоциональный голод и думать. Что его не любят.
Ошибка восьмая - ваше настроение
"Можно или нет? Это зависит от настроения"
Мнение родителей:
Неприятности на работе, плохие отношения в семье, <так себе настроение>. Как часто взрослые "выпускают пар" на ребенка! Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом сделать вид, что ничего не произошло или купить давно обещанную игрушку, и все будет в порядке.
Мнение психологов:
Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако, если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: "Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое, - постарайся быть ко мне снисходительным".
Ошибка девятая - слишком мало времени для воспитания ребенка
"К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя"
Мнение родителей:
Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свою свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад и в школу, готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними.
Мнение психологов:
Взрослые часто забывают простую истину - если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кроватки малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Крохе это необходимо.
Рассказывают, что Раневская, с присущим ей чувством юмора, как-то заметила: «Оптимизм – это недостаток информации». Наверно, поэтому среди молодых мамочек больше пессимисток, чем оптимисток, ведь очевидно, что информации по вопросам развития малышей предостаточно. Однако разрозненные сведения, почерпнутые из Интернета, от бабушек или соседок по детской площадке, часто приводят к росту тревожности мамы, формированию страхов. Так и получается, что обилие информации нуждается в системе, отделении зерен от плевел. Попробуем стать оптимистами и разобраться, какие сведения о развитии речи малышей нам напрасно пытаются преподнести, как истину в последней инстанции, а какие сведения полезны и правдивы.
Как правило, все мифы о развитии, воспитании и обучении деток можно с легкостью перечислить и систематизировать, поскольку передаются из уст в уста не одно десятилетие. Просто удивительно, до чего живучи заблуждения! Справедливости ради стоит отметить, что не все досужие разговоры на детской площадке – сплошь мифы. Самые распространенные заблуждения мамочек мы сопоставим с научными знаниями и будем развивать и оценивать речь наших деток, ничего не боясь.
Миф №1. Если беременная мамочка часто говорит с животиком, малыш будет опережать сверстников по развитию речи.
Если бы дело обстояло так просто, логопеды исчезли бы за ненадобностью. Беседы с малышом – «пузожителем» необходимы, но для решения других задач. Создание эмоциональной связи мама-малыш, подготовка крохи к предстоящим родам, утешение в неприятных ситуациях, передача позитивного настроя крохе – ради этого нужно и важно разговаривать с пузиком. Известно, что любая мысль и чувство мамочки передаются малышу уже через О,1 сек, практически мгновенно. Однако на хорошее речевое развитие влияет множество других факторов: например, здоровая счастливая беременность мамы, благополучное течение родов, полноценное социальное окружение, состояние здоровья крохи т .д. Беседы с животиком никак не влияют на темпы и качество будущего развития речи.
Миф № 2. В каждом возрасте малыши должны говорить строго определенное количество слов.
Человек – это не механизм, не компьютер, поэтому не существует строгих норм по количеству слов в тот или иной период его развития, как нельзя с точностью до недели ожидать, когда малыш начнет ходить или собирать пирамидку. Ребенок – прежде всего индивидуальность, и не уважать особенности развития конкретного малыша мы не можем. В логопедии существует лишь приблизительное количество слов, тот минимум, на который мама может ориентироваться. Так, первые осознанные, узнаваемые слова могут не появляться до 1 года, а с года до 1,3- 1,4 – достаточно, чтобы малыш использовал в речи 3-4 слова. Многие мамы, услышав про завышенные планки по количеству слов (10-20 в 1 годик), пугаются, не учитывая, что словом является и лепет, относящийся к предмету или явлению. Так или иначе, этот подход довольно узок, поскольку оценивая речь крохи, необходимо обращать внимание и на объем понимания обращенной речи, и на эмоциональность и любознательность малыша, и на речевую активность, которая может проявляться безостановочным лепетом, «мычанием», вокализациями. Оценивать речь ребенка только по количеству слов, которые он произносит, нельзя.
Миф № 3. Один мальчик (девочка, племянница, внучка) молчал до 3 лет, а потом сам заговорил целыми фразами.
Кто и когда первый это придумал – теперь неизвестно, но вред от этого заблуждения огромный. Многие мамы, замечая, что с речью крохи не все в порядке, тянут с посещением специалистов год за годом, нанося развитию малыша непоправимы ущерб. Существуют определенные законы развития, в том числе и речевого, которые гласят, что к 2 годам у малыша должна быть сформирована фразовая речь (то есть предложения из 2-х слов, пусть даже лепетных). Если этого не произошло и к 2,6 годам – время бить тревогу и идти на прием к логопеду. Не бывает так, чтобы ребенок с сильной задержкой речевого (а, следовательно, и умственного) развития вдруг, неожиданно начал догонять своих сверстников без специальной помощи. Для этого у малыша просто нет ресурсов, плюс «стаж» задержки речи уже большой. Отсутствие ресурсов подразумевает, что развитие нарушает свой ход не случайно, а под воздействием серьезных причин, например, родовой травмы, болезней на первом году жизни и т.д. Предположим, что у такого малыша компенсаторные возможности высокие, и он неплохо преодолел эти неприятности: вовремя начал сидеть, ходить, интересоваться окружающим. Но ведь тогда и его речь так или иначе развивается, а значит, было и гуление, и лепет, и первые слова. Про такого кроху никак нельзя сказать, что он «молчал» до 3 лет. Если же малыш действительно не издает или почти не издает речевых звуков, не делает попыток лепета, нет звукоподражаний, то такой малыш, скорее всего относится либо к категории глухих деток, либо к деткам с грубыми формами психоречевого недоразвития, например, аутизм, олигофрения и т.д. Очевидно, что такой малыш, сам заговорить не сможет. Каждому малышу будет полезно побывать у логопеда в 2 года, а затем – в 3. Если выявлена задержка речи, то, чем раньше начаты специальные занятия, тем эффективнее они будут.
Миф № 4. Пальчиковые игры помогают заговорить.
Влияние пальчиковых игр на развитие речи ребенка сильно преувеличено. Действительно, моторные и речевые зоны в коре больших полушарий мозга находятся рядом. Но связь мелкой моторики и речи лишь косвенная, а никак не прямая. Переоценка значимости игр на развитие мелкой моторики пальцев рук ведет к насильственному внедрению их в жизнь малыша и к ожиданию положительных результатов в плане речи. Очень многие малыши не любят пальчиковые игры, массаж пальчиков и ладошек, но миф о незаменимости таких упражнений вынуждает мамочек навязывать их малышу. Нередко мамы огорчаются, видя, что речь крохи ну никак не развивается быстрее, чем хотелось бы, а то и вовсе ЗРР ставят. Следовательно, предлагать малышу такие игры нужно и полезно, но оценка их полезности должна быть реалистичной. Развитие речи нельзя ускорить или замедлить с помощью (или при отсутствии) пальчиковой гимнастики. Если малыш ее не любит, то и не стоит ее делать, а можно предложить, например, рисовать на подносе с тонким слоем манки. Можно купить в зоомагазине колючие резиновые мячики и предложить крохе проталкивать их в разные отверстия, например,в банку для специй. Мелкую моторику развивать нужно, но считать такие игры панацеей при задержке речи не стоит.
Миф № 5. Ждите до пяти лет!
Если у четырехлетки нет звука Р, то это уже и не миф, а правда. Но в случае грубо нарушенного звукопроизношения в 3 -3,6 года (то есть нарушения проявляются по всем группам звуков: свистящие, шипящие, соноры л,р) – ни в коем случае ждать до 5 лет нельзя. Необходимо внимательно следить за развитием звукопроизношения малыша, и, если оно вызывает опасения, искать логопеда для систематических занятий, даже если крохе 2,6 – 3 года. Особенно это важно, если логопед отметил дизартрию, при которой нарушен тонус языка, а нередко и щек, губ, мягкого неба. Такому малышу необходим логопедический массаж и предстоит несколько лет регулярных занятий по исправлению звуков речи. Бывает, что к 5 годам накопился такой огромный «стаж» неправильного говорения, что поставить все звуки до школы не удается.
Миф № 6. Детский садик стимулирует развитие речи.
Часто родители плохо говорящего 2-3-хлетки решают отдать его в садик, чтобы «разговорился». Детский коллектив малышу необходим, это бесспорно. Есть мнение о полезности детского садика для социализации крохи, для общего развития. Но сам по себе детский коллектив далеко не всегда положительно влияет на активизацию речи ребенка. По статистике далеко не все ребята начинают лучше говорить, посещая сад. Во-первых, неизбежные простудные заболевания, особенно с высокой температурой, отбрасывают развитие малыша назад. Во-вторых, для многих и многих деток садик – это стресс, так откуда же взяться раскованности и непринужденному говорению? В-третьих, многие детки с нарушенным речевым развитием чувствуют себя неуютно рядом со сверстниками – «болтунами», они испытывают неуверенность, тревогу, часто замыкаются или проявляют агрессию. Нередки случаи появления запинок в речи, логофобии (страха говорения). Так или иначе, если малыш плохо говорит для своего возраста, ему необходима помощь для стимуляции речи. До 4-х лет это могут быть логопедические занятия в развивающем центре или группе кратковременного пребывания. А после 4-х – логогруппа при садике. Там малышу будет комфортно, занятия помогут лучше говорить, и развитие речи нормализуется. Отдавать кроху в садик по причине задержки речи неразумно.
Миф № 7. Другие уже вовсю болтают, а мой - все никак.
Сравнивать своего малыша с другими – дело абсолютно бессмысленное. Детки развиваются не только по общим, единым для всех законам развития, но и с учетом индивидуальных особенностей. К таким особенностям относятся состояние здоровья крохи, темпы созревания центральной нервной системы, темперамент. Какой смысл сравнивать два разных темперамента? И тот, и другой имеют плюсы и минусы, но по-разному влияют на темпы и качество развития речи малыша. Поэтому, если уж сравнивать, то только достижения самого ребенка за какой-либо промежуток времени. Например, еще месяц назад двухлетний карапуз говорил вместо «лошадка» - «иго-го» а сегодня уже –«лясядка», а еще через месяц – «ляшадка». Такой подход дает полное и объективное представление о том, как развивается речь крохи, а дополнить эти сведения поможет логопед. Кроме тревоги и неудовольствия сравнение с другими детьми имеет и массу других негативных последствий. Потому что всегда найдется ребенок способнее, умнее, успешнее, чем наш собственный. И где та грань, после которой сравнение с чужими успехами превращается в критику и осуждения своего малыша? Сегодня он хуже говорит, а в 4 года он «еще не читает, как…», а в 7 лет «пишет, как курица лапой, в отличие от…». Чтобы малыш рос уверенным в своих силах и в любви мамы и папы, нельзя позволять себе сравнивать его со сверстниками.
Миф № 8. Нарушения речи передаются по наследству.
Когда в семье растет малыш с нарушенным речевым развитием, всегда найдутся любители из числа родственников, которые станут искать причину этого в дурной наследственности. Тут и папе может достаться («да он заговорил только в 5 лет, отсюда и проблемы»), и мама в стороне не останется («ты букву Р до школы не выговаривала, что ж удивляться-то..»). На самом деле, большинство нарушений речи прямо по наследству не передаются, а передается лишь предрасположенность к этому. Яркий пример можно привести с заиканием. Если один из родителей заикается, то это вовсе не означает, что родившийся малыш будет непременно заикаться. Однако особенности нервной системы, эмоционально-волевой сферы, свойства темперамента и т.д. по наследству могут передаться, и в будущем при возникновении стрессовой ситуации вполне возможно, спровоцируют заикание. Если у ребенка уже выявили задержку речевого развития, то винить наследственность в этом нужно в последнюю очередь. Да и нужно ли? Нужно лишь знать, что неблагоприятная наследственность в плане речи – это не приговор для малыша, но создавать условия для его гармоничного развития необходимо.
Миф № 9. Родовая травма неизбежно ведет к нарушенному развитию.
Дефектология - наука непредсказуемая. Невозможно на сто процентов спрогнозировать развитие ребенка, даже если у мамочки были трудности в родах или при беременности. Невозможность однозначного прогноза связана с индивидуальными возможностями конкретного организма компенсировать родовые травмы. Очень возможно, что родовая травма никак не затронет будущее развитие малыша, такое случается довольно часто, но могут возникнуть проблемы в более старшем возрасте. Дело в том, что при неврологических проблемах, возникшими в результате тяжелых родов (например, гипоксия, ПЭП), обычно оказываются пораженными более тонкие структуры, а более грубые оказываются сохранными (бывают, конечно, и исключения). Поэтому такие детки осваивают ходьбу, сидение, хватание, а в плане речи - неплохо понимают обращенную речь, начинают лепетать, то есть в целом хорошо проходят первоначальный этап психомоторного и доречевого развития. Однако, чем старше малыш, тем выше требования к его развитию. К 2 годам могут возникнуть трудности с формированием фразовой речи, лет в 4-5 – логопед отметит нарушения звукопроизношения, связного пересказа, заучивания стихов, в 6-7 лет –может быть непросто овладеть письмом, чтением и т.д. Задача мамочки- знать возможные проблемы, но не настраиваться на них. Более того, помочь малышу компенсировать родовую травму помогут систематически занятия по развитию речи уже с 2-х лет, общеукрепляющие процедуры, а в некоторых случаях – медикаментозное лечение. При таком подходе к школьному возрасту никаких проявлений родовой травмы не остается.
Правда.
Правда № 1.Мальчики начинают позже говорить, чем девочки.
Это, действительно, так. Такая «несправделивость» связана с особенностями развития центральной системы мальчиков и заложена еще внутриутробно. Так называемый, вербальный интеллект у девочек развит лучше, чем у представителей сильного пола. Ученые предполагают, что это связано с предназначением женщины растить детей и, соответственно, необходимостью быстро в вербальной форме реагировать на поведение свое малыша, общаться с ним, отвечать на бесконечные вопросы. Это не значит, что мальчики отстают о своих сверстниц по развитию речи; «позже» - не значит «никогда» или «плохо». Но знать об этом стоит, тем более что больше половины всех логопедических диагнозов приходится на мальчишек. Если у двухлетнего мальчугана не все в порядке с речевым развитием, нужно начинать регулярно заниматься уже в таком юном возрасте, чтобы избежать серьезных задержек речи в будущем. Нервная система мальчиков более уязвима, с этим следует считаться.
Правда № 2. Звукоподражания и лепет – это полноценные слова.
В логопедии словом считается такой звукокомплекс, который прочно закреплен за конкретным предметом, человеком или явлением. Например, слог «мо» - у годовалого малыша может означать «мокро» или «молоко». Если оно употребляется только в этом значении – то это самое настоящее слово. Такие «полуслова», как «му», «кря», «бах», «бо-бо» - первые и важные слова в жизни крохи, с них начинается речь.
Правда № 3. Если слишком много говорить с малышом – можно навредить.
На первый взгляд, этот тезис расходится с общепринятым представлением о том, что с детками нужно постоянно и помногу разговаривать. Благодаря насыщенной речевой среде лучше идет развитие. Однако все хорошо в меру. Бывает так, что мама «работает» в режиме радио – то есть не прекращает говорить ни на минуту. От такого потока речи она устает сама, но самое главное – наносит вред малышу. Детки прилагают немало усилий, чтобы усвоить предложение, фразу, с помощью которых мы общаемся, даем им указания, учим чему-либо. Когда поток фраз бесконечен, ребенок привыкает к шумовой завесе и просто-напросто «отключается». Нередко приходится слышать удрученные жалобы мам и бабушек (папы, как правило, меньше говорят с детками и по делу): «Он как будто не слышит, что ему говорят». Малыш и вправду «слушает», но не «слышит», то есть уже не воспринимает поток речи. Для того чтобы этого не случилось, необходимо давать ребенку побыть в тишине, позаниматься своими делами, поучиться тому или иному навыку самостоятельно. Ведь, как правило, безостановочная речь заботливой мамочки сопровождается показом развивающих игр, заданий, а, следовательно, задания идут одно за другим. Известный педагог С.Н. Никитин называл таких деток «заорганизованными», то есть попросту замученными опекой и указаниями взрослых. В тишине человеку легче собраться с мыслями, прислушаться к себе, к своим желаниями, ощущениями. Полезно устраивать «минутки тишины» на природе («Давай помолчим. Что ты услышал?»). А во время развивающих занятий нужно поменьше пользоваться речью, говорить только самое необходимое: «Давай я тебе покажу, а потом ты попробуешь сам». Лучше побольше показывать и давать малышу совершать пробы и ошибки.
Правда № 4. Укороченная подъязычная уздечка может привести к нарушению звуков.
Эта маленькая связочка под языком имеет большое значение при формировании звукопроизношения малыша. С ее помощью мы можем произносить так называемые «верхние» звуки – ш,ж,р,л, при которых язык поднимается к твердому небу или к основанию верхних зубов. Укороченная уздечка приводит к тому, что малыш не в состоянии поднять язычок, облизать верхнюю губу, а в трудных случаях – даже высунуть язык изо рта. При подрезании уздечки она удлиняется, и становится возможным произнесение верхних звуков. Обычно эту быструю операцию делают в возрасте 1-2 мес или уже после 5 лет, когда причина нарушенных звуков у ребенка установлена. В легких случаях уздечку возможно растянуть при помощи специальных логопедических упражнений и массажа.
Правда № 5. Запинки в речи малыша могут привести к заиканию.
Запинки и заикание – разные речевые нарушения, хотя по проявлениям очень похожи. Запинки провоцирует нестабильное эмоциональное состояние малыша, психологические проблемы, напряженность, стресс. Причиной запинок может стать и бурный темп развития речи, когда речевые возможности не успевают за мыслью крохи. Неспроста большинство малышей начинают запинаться в возрасте 2-3 лет, в период активного становления речи. Заикание имеет другую природу – неврологическую, и запинки в этом случае, как правило, имеют судорожный характер (возникают спазмы в мышцах артикуляционного аппарата при говорении). Исправление запинок и заикания абсолютно разное: если при запинках рекомендуется создание спокойной обстановки, занятия с психологом, психотерапевтом и логопедом, то при заикании важную роль играют назначения невролога, показаны занятия со специалистом логопедом-заикологом. Если не обращать внимания на запинки в речи крохи длительное время, то они могут перерасти в заикание, что исправляется значительно сложнее и дольше.
Правда № 6. Чем раньше начать занятия с логопедом, тем лучше.
Это абсолютная истина и первый закон логопедии. Это настолько верно, что убедиться в этом несложно: бывает, что, начав логопедические занятия уже с двухлеткой, у которого отмечена ЗРР, к 4-5 годам речь выправляется полностью. Однако это касается в первую очередь исправления и стимуляции речи в целом. С постановкой звуков дело обстоит немного иначе. Если в 2,6 года логопед поставил диагноз «дизартрия», то заниматься исправлением звуков нужно уже с 3 лет, в остальных случаях торопиться не стоит до 4-4,6 лет.
Правда № 7. Пение хорошо влияет на развитие речи.
Совмещение пения и занятий по исправлению речи используется логопедами очень широко, особенно в работе с заикающимися. Для мамочки важно помнить, что ее пение косвенно влияет на активизацию речи малыша, то есть помогает ему «разговориться». Поэтому пение мамы для крохи с самого рождения – бесценная помощь в речевом развитии. Петь можно все, что угодно: и колыбельные, и детские песенки из мультфильмов, и любимые русские народные и популярные песни. Главное правило здесь только одно – чтобы пение доставляло удовольствие маме. С помощью пения можно успокоить малыша, помочь ему уснуть, утешить во время болезни. Замечено, что если мама поет малышу с рождения, то даже в возрасте 4-6 лет кроха быстрее успокаивается при плаче, как только услышит такой родной и привычный тембр маминого голоса. Кроме того, с помощью пения можно быстрее и приятнее научиться читать, например, этот прием является основным при обучении деток по кубикам Зайцева. Пение по кубикам и таблицам Зайцева прекрасно развивает речь малыша, учит вслушиваться в звуки речи, развивает чувство ритма и темпа.
Правда № 8. К 6 годам – речь, как у взрослых.
Многие логопеды даже более суровы: речь малыша внешне не должна отличаться от речи взрослого человека уже к 4-5 годам. Это значит, что и звуки речи должны быть чистыми и не путаться, и окончания с приставками и ударениями должны использоваться верно, и пересказывать нужно уметь красиво длинными предложениями, не переставляя слоги. Однако вполне достаточно иметь такую красивую речь к 6 годам. Конечно, требования к словарному запасу дошколенка ниже, чем к словарю взрослого человека, но во всем остальном малыш должен не отставать от мамы и папы. Именно с такой речью, практически, как у взрослого, учителя должны принимать в школу – это считается нормой.
Разобравшись с мифами о развитии речи своего крохи, маме гораздо проще сохранять спокойствие и уверенность и в кабинете не слишком знающего врача, и в беседах с очень знающей бабушкой, и с подругой, «желающей помочь». Будем считать, что хорошая информированность –путь к оптимизму!
Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки»
Многие родители не хотят мириться с положением, когда дети, поиграв с игрушками, отказываются затем убирать их. Если Вы постоянно убираете игрушки после детских игр сами, Ваш ребенок будет все время ожидать от Вас этой помощи.
Конечно, у каждой семьи есть свои особенности и привычки. Безусловно, вам решать, следует ли приучать ребенка к аккуратности и порядку, и если приучать, то, как и с какого возраста. Но если уж вы приняли решение научить ребенка убирать за собой игрушки, то быстрее добьетесь успеха, если будете выполнять несколько несложных правил.
Прежде всего, просьба убрать игрушки должна звучать доброжелательно. Уборка не должна стать наказанием, желательно, чтобы она стала заключительной частью игры. Если малыш еще настолько мал, что не понимает смысла происходящего, не готов к выполнению ваших требований, начните вместе с ним убирать игрушки, обязательно проговаривая вслух, что именно вы убираете, куда и зачем. Если подобная совместная работа проводится систематически, каждый вечер, в доброжелательной атмосфере, ребенок вскоре приучится выполнять ее самостоятельно.
Кроме того, у ребенка, скорее всего, не появится привычки убирать игрушки, если вы сами ежедневно не убираете за собой вещи: одежду, обувь, книги, газеты, украшения. Тогда разбросанные по квартире вещи станут для него привычным явлением. Ведь для ребенка раннего возраста характерной чертой является подражание…
Для того чтобы облегчить малышу процедуру уборки, можно использовать маркировку на коробках или на стеллажах. Например, на коробке, в которой хранятся машинки, можно нарисовать машинки, на пакете с мячами изобразить мяч и т. д.
Если у вас есть необходимый для этого запас времени и терпения, можно превратить уборку игрушек в занимательную игру. Можно предложить ребенку поменяться ролями. Пусть он будет мамой, а вы – дочкой или сыном. Приступайте к уборке игрушек, следуя своим новым ролям. Ребенку это доставит удовольствие, а вы получите информацию о том, как малыш воспринимает вас и ваши просьбы (или приказы).
Не оставляете мероприятие по уборке игрушек на поздний вечер, если оно провоцирует возникновение отрицательных эмоций и у вас, и у ребенка. Если же уборка превращается в прощание с игрушками, в укладывание их спать и становиться необходимым ритуалом для малыша, то, конечно, следует заниматься этим непосредственно перед сном.
Если вы сами считаете, что чистота и порядок в доме необходимы, то твердо вводите правило убирать за собой игрушки. Пусть ребенок знает, что вы будете читать ему книжку или рисовать с ним только в чистой комнате. Но ребенок должен знать, что это – правило для всех членов семьи. Если же вы предъявляете ребенку ультиматум: уберешь игрушки – буду тебе читать, не уберешь – не буду, то малыш, скорее всего, сделает вывод о том, что мамину или папину любовь и внимание необходимо ежедневно «зарабатывать».
Ниже приводятся несколько советов, как помочь ребенку справиться с данным заданием:
1. Правильно формулируйте задания. Не ограничивайтесь просто требованием "Убери". Ребенку трудно сориентироваться в огромной куче игрушек, и он не знает с чего начать. Попытайтесь дать более точные инструкции: "Сначала убери машинки, а затем принимайся за книжки". Разбив задание на небольшие этапы, Вы поможете ребенку понять, что уборка это не бесконечный процесс, и он вполне сможет с ней справиться.
2. Объясните, почему уборка игрушек необходима. Для Вас, конечно, цель уборки очевидна, но для Вашего ребенка она означает только, что развлечения придется отложить ради нудного дела.
3. Организуйте пространство удобным для ребенка образом. Разместите на корзинах и ящиках для игрушек картинки, которые помогут малышу запомнить, какие контейнеры предназначены для каких игрушек.
4. Добавьте громкость. Поставьте музыку, когда ребенок занимается уборкой. Так уборка пойдет веселее, а энергичная мелодия создаст ребенку необходимый настрой.
5. Пусть уборка превратится в игру. Поставьте кухонный таймер на 10 минут и предложите ребенку задачу "уложиться за это время". Или устройте соревнование "Кто быстрее": "Я собираю одежду для куклы, а ты - пазлы, победителем будет тот, кто закончит первым!"
6. Не переделывайте сами. Когда ребенок, наконец, убрал комнату, не переделывайте то, что, по Вашему мнению, сделано не идеально. Неровно застелена кровать? Не нужно поправлять покрывало. Неправильно расставлена мебель в кукольном домике? Не обращайте на это внимания. Когда работа сделана, просто оставьте все как есть. Четырехлетка не в состоянии убрать так же хорошо, как и взрослый.
7. Поощрите за хорошо сделанную работу. Разместите на кухне или на другом видном месте в доме график уборки. Когда Ваш дошколенок справится с задачей, пусть он пометит цветным стикером соответствующий квадратик в графике.
Чего никогда не надо делать?
Если вы, действительно, хотите понять, как научить убирать ребенка игрушки за собой, то вам придется придерживаться определенных правил и никогда не допускать следующих ошибок:
-не стоит заставлять ребенка убирать игрушки насильно
-не надо кричать на ребенка
-не надо давать обещаний обязательно поощрить за это ребенка. Иначе малыш быстро поймет это и будет ждать: «А что мне за это будет?». Тогда вместо положительного навыка аккуратности, вы, невольно, привьете ему навык вымогательства.
-никогда не следует убирать игрушки самому родителю.
Наберитесь терпения, никогда не ждите быстрого результата, а весело и задорно в игровой форме ежедневно вместе с ребенком постигайте эту науку и, у вас обязательно вырастут аккуратные и послушные дети, а вашем доме будут царить любовь, уважение и желание всегда порадовать друг друга.
«Зимние забавы активный отдых в семье»
Вспомните пушкинское: «Мороз и солнце, день чудесный!» Что может быть лучше морозного зимнего дня со сверкающим на солнышке снегом? Такую погоду можно назвать «зимней романтикой средних широт» — хорошо знакомая и любимая многими картина, знакомая еще со времен далекого детства. Это недолгое время в году искрится необыкновенной радостью. И вряд ли я сильно погрешу против истины, если скажу, что особенно остро она ощущается в детстве. Вспомните, как радовались мы первому снегу, пытаясь ладошкой, одетой в пушистую варежку, поймать падающие снежинки. С каким удивлением, восхищенно рассматривали мы необычные морозные рисунки на окнах, это необыкновенный подарок зимы.
Многие из нас, живущих в больших городах, лишены элементарной возможности поиграть в снежки, вдоволь повозиться в снегу, слепить из снега несложную скульптуру или построить снежный городок. А ведь это всегда было традиционной забавой в зимнее время года.
Сегодня картина иная. С работы возвращаемся поздно, сильно устаем, а надо еще зайти в садик за ребенком, успеть купить продуктов в магазине, и что-то приготовить на ужин. Какие уж тут снежки и игры!
Но не забывайте, что у вас остаются еще и ваши законные выходные. И если они пришлись на ясный, солнечный, погожий зимний денек, не раздумывайте ни секунды — поскорее вытаскивайте запылившиеся лыжи, собирайте все необходимое, и — в лес, на природу.
Вряд ли стоит забираться слишком далеко, тратя на дорогу драгоценное время. Вполне достаточно, парковой зоны, расположившейся неподалеку от вашего дома или просто небольшой горки поблизости. Выбирайте любые безопасные места лишь бы не сидеть дома в выходные дни, уныло глядя в телевизор да изредка выглядывая в окно.
Зимой самое время поучить малыша кататься на коньках. Для этого вовсе не обязательно записывать его в элитный спортивный клуб, если, конечно, вы не рассчитываете в будущем увидеть вашего ребенка в составе олимпийской сборной. Практически во всех городах зимой заливают небольшие катки. И для малыша будет огромной радостью, если первым шагам на льду его научите именно вы.
Зимние прогулки должны быть насыщены активной физической деятельностью, движением. Даже если вы решили просто расчистить во дворе дорожки от снега, ребенок не должен неподвижно наблюдать за вами. Вручите и ему маленький совочек — пусть помогает в меру своих возможностей.
Самой большой радостью для детей во время зимних прогулок, конечно же, является лепка снежной бабы или снеговика. Не упустите того момента, когда снег отлично лепится, — собирайтесь — и бегом во двор вместе с ребенком можно попытаться вылепить настоящую снегурочку с чертами лица, как у человека, с длинной косой, в шапочке, длинной шубке и варежках. Это совсем не так сложно. Вообще из снега можно слепить все, что угодно — самых разнообразных животных, какие только придут в голову, небольшое креслице, маленькие домики и т. д.
Главное — это свежий воздух и общая атмосфера радости и веселья. А ваш малыш будет просто счастлив, покататься на санках даже с самого незначительного бугорка. «Вечный двигатель», который сидит в каждом ребенке, постоянно заставляет его двигаться, искать выход накопившейся энергии. Детям тесно в квартирах, и хотя бы иногда нужно проводить с ними весь день на воздухе.
Малыш наберется впечатлений, которые можно использовать во время индивидуальных занятий с ним. Спустя какое-то время, он с удовольствием изобразит на бумаге самые яркие моменты выходного дня и ему будет приятно поделиться, чем - то со сверстниками.
Итак, даже если на улице зима, провести семейный досуг на свежем воздухе вам теперь точно захочется. А уж воспоминаний после такого выходного дня у ребенка хватит надолго, может быть — на всю жизнь!
При воздушной тревоге необходимо действовать быстро и без паники.
Услышав сирену, сразу направляйтесь в ближайшее укрытие-это может быть подвал или безопасное помещение в доме.
Если вы на улице и не знаете, где ближайшее укрытие, следуйте указателям или зайдите в ближайшее здание.
Не игнорируйте сигналы тревоги и оставайтесь в укрытии до окончания тревоги, получив подтверждение о безопасности! https://vk.com/video713675361_456242897?list=bf42845f..